bus.gov.ru

Инструкция (скачать)

Семинар "Территория формирования экологической культуры"

«В экологии есть два раздела:  экология биологическая и экология культурная или нравственная.
 И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой». 
 Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – филолог, литературовед, историк, публицист

В рамках Муниципального проекта «Развитие естественнонаучного и математического образования» и Года экологии состоялся семинар методических объединений учителей биологии и географии. Тема семинара «Территория формирования экологической культуры обучающихся». Семинар проходил в филиале «Детской библиотеки» МБУК «Публичная библиотека» НГО. Семинар был организован МБОУ ДПО «УМЦРО», МБУК «Публичная библиотека» НГО.
На семинар была приглашена Акилова Ангелина Архиповна, ветеран педагогического труда, руководитель городского клуба «Новоуральский краевед», член Городской общественной организации Дом учителя.Ангелина Архиповна является одним из авторов книги «Азбука Новоуральского городского округа. Природа».

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом экологии.

Основной задачей проведения Года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России.

Ключевые решения года — внедрение наилучших доступных природоохранных технологий, улучшение экологических показателей регионов, совершенствование системы управления отходами, защита Байкальской природной территории, сохранение водных, лесных и земельных ресурсов, развитие заповедной системы.

Сегодня вряд ли найдется человек, будь то инженер или служащий, высокопоставленный чиновник или представитель законодательской власти, который выступит против необходимости формирования экологической культуры человека и общества в целом. И, тем не менее, в системе российского образования, в отличие от зарубежного опыта, данное направление остается второстепенным. Однако формирование экологической культуры целесообразно рассматривать не как самоцель, хотя и эта цель имеет чрезвычайно важное воспитательное и развивающее значение, а как механизм социализации молодых людей, перспективное и эффективное средство вхождения нынешних школьников в современное информационное гражданское общество

Цель семинара: создание условий для формирования экологической культуры обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО во внеурочной деятельности.

Вопросы, которые рассматривались на семинаре: 
 - «Формирование экологической культуры обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО представила Зайцева И.В., методист МБОУ ДПО «УМЦРО»:
В рамках ФГОС ООО основная образовательная программ реализуется образовательными учреждениями через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся, направленных на формирование общей культуры и социализацию (духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также саморазвитие и самосовершенствование. В целом обеспечит социальную успешность, развитие творческих, физических способностей и сохранение здоровья обучающихся. Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, проведение элективных курсов, решение физических, химических и биологических задач с экологическим содержанием, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.


- О «Проектной деятельности экологического образования обучающихся общего и дополнительного образования» рассказала Кузовкова Т. В., кандидат педагогических наук, заместитель начальника Управления образования НГО
Татьяна Владиславовна является автором книг: «Проектная деятельность образовательного процесса как средство реализации эколого-аксиологического подхода в естественнонаучном образовании», «Формирование ценностного отношения к окружающему миру у школьников», «Метод проектов в организации образовательного процесса».



- О «Проекте создания экологической тропы «Чёрный мыс» рассказала Подгорнова Э. А., заведующая Центром патриотизма «Родина» МБУК «Публичная библиотека» НГО. 
Маршрут экологической тропы по полуострову Верх-Нейвинского пруда Черный мыс позволит по – новому взглянуть на привычные достопримечательности окрестностей Новоуральска. Экотропа «Черный мыс! Поможет изучить объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов. И, наконец, поможет познакомиться с природными объектами с исторической точки зрения.
 
 

- «Территория формирования экологической культуры» представила Кыштымова Г.А., педагог организатор МАУ ДО «ЦВР», региональный координатор проекта «Зеленая планета 2017».
Галина Александровна пригласила образовательные учреждения города принять участие в региональном этапе XV Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2017».
- Непрерывное экологическое воспитание «Работать в содружестве» рассказала Порошина О.М., методист отдела экологического просвещения Висимского заповедника. Эколого-просветительская работа заповедника ведётся в тесном сотрудничестве с педагогами-энтузиастами образовательных учреждений и учреждений культуры. Многолетняя работа отдела даёт свои результаты, традиционными стали выездные дни в образовательные учреждения и учреждения культуры Кировградского района, города Верхнего Тагила, Новоуральска, Нижнего Тагила и Невьянского района.

- Практическое занятие «Экологический бумеранг» с педагогами провели Акилова А.А. и Подгорнова Э.А.


- Круглый стол организовали Елтышева В.В., библиотекарь и Костылева О.Л., педагог библиотекарь МАОУ «СОШ № 45». 
Валентина Васильевна и Ольга Леонидовна представили учителям формы и методы работы по формированию экологической культуры с обучающимися. К ним относятся: занятия в клубе, экскурсии в природу, внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
Валентина Васильевна и Ольга Леонидовна провели «Игру поле чудес» по книге «Азбука Новоуральского городского округа. Природа». Елтышева В.В.тоже является автором этой книги.
Работа с учащимися построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания, но и принимать деятельное участие в преобразовании окружающей среды, иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному экологическому движению, развивать навыки исследовательской деятельности, что отражено в ФГОС второго поколения.


Но лучших результатов в деле экологического просвещения можно добиться, если вся работа с подрастающим поколением будет экологизирована и будет существовать система непрерывного экологического образования и воспитания. Только тогда мы можем получать положительные результаты своей деятельности, где каждое звено будет ощущать свою нужность. Только тогда можно говорить о формировании экологической культуры у подрастающего поколения.


Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за полноценное развитие цивилизации.

Составила методист МБОУ «ДПО «УМЦРО» Зайцева И.В.